Станислав Зверев.

«Еврейские погромы и национализм».

Стр.10

Убитый евреем в Париже Петлюра тоже издавал приказы против погромов, но не мог их остановить, а хождение ложных представлений о сущности погромов толкнули Шварцбарда на преступный самосуд. Для оправдания на суде евреи впрягли совершенно не разбирающихся в истории гражданской войны на Украине “мировых знаменитостей” вроде А. Эйнштейна и Р. Роллана в дело создания заведомо лживого представления, будто погромы творили только петлюровцы, а значит главный атаман за них в ответе и потому его вправе прикончить любой желающий. Лучшие друзья мирового еврейства оказывались чаще всего и приятелями страны Советов – возложение вины на одного Петлюру покрывало преступления коммунистов. Потому голос временно бывшего на стороне Белых сиониста Жаботинского о непричастности украинского правительства к организации погромов остался не услышанным и не учитываемым, и даже воспринимался евреями как «оскорбительные для них откровения» [Ю.М. Сушко «Петля для Петлюры» М.: Центрполиграф, 2012, с.186].

После смерти тело погромщика Шварцбарда перенесли в Израиль и в 1967 г. перезахоронили на особом кладбище национальных героев.

Историк Сергей Мельгунов в связи с убийством Петлюры в 1927 г. написал очень важную статью, объясняющую: начинаются погромы там, где национализм заканчивается. Он приводит сказанное 18 ноября 1917 г. на заседании «Еврейского Национального совета» на Украине: «вообще трудно отделить еврейский погром от нееврейского». В изгнании ровно то же заметил И.М. Бикерман: «если тут погром, то – всеобщий; одних истребляли под одним видом, других – под другим». Т.е., революция – источник всех смертей, лишь часть их приходится на долю евреев.

Понимая, что способно одолеть революционное насилие, историк вызывающе ясно объявил в демократическом журнале: «в эмиграции всеми фибрами своей души я чувствую растущий во мне национализм» [С.П. Мельгунов «Антисемитизм и погромы» // «Голос минувшего на чужой стороне» Париж, 1927, №5, с.233, 235, 245].

Выводы исследования С.П. Мельгунова о национализме и еврейских погромах столь же важны, как сделанные им заключения о центральном масонском заговоре Керенского, Некрасова и Терещенко, легенде о сепаратном мире, политике адмирала Колчака и другом, самом существенном для истории революции. Чуть ли ни каждая крупная работа С.П. Мельгунова в эмиграции развенчивала распространённые фальсификации революционных времён, задуманные в определённых политических интересах и потому яро отстаиваемых соответствующими сторонами.

Из современных учёных Кр. Гилли разоблачает еврейских историков, которые лгали, будто атаман Григорьев призывал к насилию над евреями. П. Холквист пишет, что насилие не вышло из русской деревни, а внесено в неё с военных фронтов. В хвосте таких исследователей, считая ещё Клиера, плетётся О. Будницкий, с неохотой признающий в статье о происхождении погромов в Гражданскую войну: «консерватизм или даже монархизм тех или иных политических или военных лидеров совсем не обязательно должен привести к еврейским погромам» [«Большая война России» М.: НЛО, 2014, с.145, 178, 190].

Напрасно П. Холквист не рассматривает независимые от военных революционные погромы в селе как в 1902-1906, так и в 1917 г. Следовало бы обратить внимание на конспект к докладу адмирала Дубасова о подавлении бунтов, говорится, что сельские погромы направлены попутно и против евреев: «антисемитскоедвижение имеет в русском народе глубокие корни. В большинстве имений Суражского уезда находились евреи арендаторами, управляющими, приказчиками, мельниками и т.д., а отношение их к крестьянамбыло суровое» [«Красный Архив», 1925, Т.11-12, с.183].

О. Будницкий зря рассматривает только еврейские жертвы и «образ врага», представляя евреев решительно ни в чём неповинными и только опороченными и потому громимыми. Категорически отрицая реальность выстрелов из еврейских домов по войскам, О. Будницкий не упоминает аналогичные террористические акции в 1905-6 гг., хотя следует установить как возможность повтора таких выстрелов, так и влияние памяти о таковых, имевших самую широкую географию по России и потому знаемых всеми. В той или иной форме, но связь между еврейским революционным террором и погромами времён Гражданской войны безусловно будет существовать. Историки обходят её только из-за безусловной виновности евреев, а не расстреливаемых ими войск.

Нельзя не учитывать и с беспокойством отмеченную Н.Е. Марковым волну ненависти к евреям, вызванную их предательским поведением в войну 1914 г.

Либерал, интеллигент, евреев любящий и уважающий, и тот не мог пройти мимо голоса из народа. За 16 января 1916 г. есть такая запись: «уже не в первый раз слышу я от очевидца, испытавшего на своей шкуре нашего солдатика из плена заявление о том, что в плену русские терпят большое засилье своих товарищей – наших солдат-евреев». Волну антисемитских чувств поднял ещё выше революционный февральский переворот. Тот же автор, который в начале марта желал казни Царю и Царице, 7 июля 1917 г. пишет: «с гадливостью и брезгливостью принимаю я новую форму поганого обращения ко мне «товарищ» – от некоторых совсем желторотых врачей, преимущественно еврейчиков», «ведь каждый из этих “товарищей” готов тебе при малейшем удобном случае перегрызть горло!» [В.П. Кравков «Великая война без ретуши. Записки корпусного врача» М.: Вече, 2014, с.196, 343].

Несостоятельная критика Белого Движения у Будницкого и Полян качественно близка, например, к тому, что появилось к 95-летию начала правления адмирала Колчака в газете, по которой можно изучать приёмы лживой правительственной пропаганды и систематической критики всего политически опасного демократическому режиму: «объявляя большевиков "врагами народа" (и, кстати, подарив им сам этот термин), которых необходимо уничтожить, Колчак и его сподвижники не осознавали, что Ленин, увы, стал харизматическим вождём движения, увлекшего миллионы людей обещаниями» [Ю.З. Кантор «Допрос и расстрел адмирала» // «Российская газета», 2013, 18 ноября, №259, с.11].

Биограф Тухачевского знать не знает, что врагами народа за год до Колчака, в ноябре 1917 г., большевики объявили партию к.-д., используя термин французской революции 1789 г. В мае 1918 г. врагом народа большевики объявили атамана Краснова. После чудовищной чепухи про подаренный Колчаком термин Юлия Зораховна сочиняет его несообразительность, демонстрируя собственную. Харизматичность врага сознавали все лидеры Белого Движения (даже Скоропадский), и от того сознанья Ленин не прекращал быть вождём насильственно мобилизованной РККА с инициативным преобладанием сотен тысяч интернационалистов-инородцев и с миллионами дезертиров, вождём, подавляющим сотни восстаний сотен тысяч казаков, крестьян и рабочих. И если еврейская или правительственная пропаганда старается заставить забыть об этом, сосредоточившись на одном том, как плохи (или «так же» дурны) белогвардейцы, националисты и монархисты, то стоит обратить внимание, кому это выгодно.

Героями чекистской идеологии путинского режима оказываются евреи-террористы, совершавшие политические убийства, не ограничиваясь территорией СССР. Так, в одном номере с очередной речью Путина нам расхваливают группу Якова Серебрянского, которой «было дано право карать на чужих территориях врагов Страны Советов, предателей, террористов из белогвардейцев», за что он 31 декабря 1936 г. заслужил редкий для разведчиков орден Ленина [«Российская газета. Неделя», 2014, 19 декабря, №289, с.30].

Надо стыдиться таких советских палачей вместе с их популяризаторами. Не в пример им, спецслужбы Российской Империи никогда не позволяли себе совершать подобного рода бессудные злодеяния даже в отношении настоящих революционных террористов, а не каких-то произвольно выбранных предателей. В этом лишний раз проявилась отличная от русской политической культуры преступная схожесть советского и нацистского строя, расхваливаемая на свой лад правительственной пропагандой.

Некоторые писатели намеренно занимаются выдумыванием вздорных оправданий для совершаемых преступной советской разведкой убийств. Образцы комической фантазии бывших сотрудников КГБ стоит воспроизвести. Яков Серебрянский руководил злодейской группой, осуществившей похищение генерала А.П. Кутепова в 1930 г. В связи с чем бывший добровольный исполнитель (в Афганистане) оккупационного «интернационального долга» сочинил: «Кутепов по-прежнему забрасывал в СССР боевиков для покушения на Сталина, Бухарина, Крыленко, Менжинского и других руководящих работников ВКП(б) и ОГПУ». Отсутствие таких покушений должно бы заставить выбрать несколько иные выражения.

Морально оправдание убийства эмигранта Троцкого сопровождается не менее чудными нелепостями, вроде суждения о подражании книги Троцкого «Моя жизнь» «Моей борьбе» А. Хитлера. Или идёт повтор старой бестолковой банальщины о том, будто борьба сталинизма и троцкизма не личная, она «велась по одному крайне принципиальному вопросу: возможно ли построение социализма в одной, отдельно взятой стране» [Н.А. Шварёв «Асы нелегальной разведки» М.: Вече, 2014, с.333, 336, 374].

Есть иное, не совсем верное мнение, что от идеи мировой революции партия «отказалась» на съезде коминтерна в 1921 г. в пользу построения социализма в одной стране. Ещё при преобладающем влиянии Троцкого строить социализм решили для начала в той стране, которую захватили, но отложить осуществление заветной идеи – не значит от неё отказаться.  Тем более – не значит начать дело «воссоздания Российской империи», как пишет путающий всё на свете выдумщик из Института философии, для которого православный монархизм К.Н. Леонтьева послужил основой новой советской системы, поскольку в воображении автора не только в Германии, но и в России после Первой мировой войны прошла «широкая пропаганда неоконсервативной идеологии, предпринятая в обеих [!] странах» [А.Н. Мочкин «Рождение «зверя из бездны» неоконсерватизма» М.: Институт философии РАН, 2002, с.122-130].

Только часть заслуженной критики потока несуразиц несдержанного на язык сочинителя Мочкина представлена в книге В.В. Афанасьева «Либеральное и консервативное».

Озабоченным на выискивании оправдании преступлений Сталина, совершаемых за пределами СССР, во Франции и Мексике, могу предложить такой типовой, неоднократно воспроизводимый текст эпохи, следующей за высылкой Троцкого. Ленинградский трибун говорил в январе 1932 г.: революция «выйдет за пределы нашей страны и несомненно захлестнёт своими красными волнами страны всего мира и несомненно сметёт в историческую преисподнюю капиталистов, империалистов, угнетателей всех стран» [С.М. Киров «Избранные статьи и речи. 1912-1934» М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1939, с.94].

Троцкий совершенно справедливо считал Кирова типичным сталинским бюрократом, никогда не находившимся в оппозиции к генеральному секретарю. Компетентные и честные историки типа Олега Хлевнюка успешно разоблачили диссидентские либеральные вымыслы о Кирове – конкуренте Сталина, им за то убитого.

Так может, сталинский СССР – страна победившего троцкизма? Если есть сомнения, дам ещё подсказку из дневника Михаила Пришвина 1 ноября 1930 г., именно о Троцком: «Сталин взял его идею, осуществил, а самого автора выкинул вон» [М.М. Пришвин «Дневники 1930-1931» СПб.: Росток, 2006, с.266].

Осуществление – это именно построение социализма в одной стране. Мировую революцию тоже не забыли. Подробнее я уже останавливался на равенстве сталинизма и троцкизма в других статьях.

Как и защитники преступлений советско-еврейской разведки, писатели, специализирующиеся на изобличении антисемитов, слишком часто не знают своего врага и совершают несравненно больше ошибок, чем находят у других. Взять, хотя бы, столько раз изученное дело Бейлиса. Обнаруживший в лице А.И. Солженицына опасного антисемита Яков Рабинович назвал «запасным судьёй» Н.Д. Жевахова, автора известных эмигрантских сочинений, в которых обличается массовое участие евреев в революционном терроре [Я.И. Рабинович «Быть евреем в России» М.: Алгоритм, 2005, с.132].

В действительности товарищем председателя Киевского окружного суда был не он, а князь Д.В. Жевахов, безвинно убитый в 1919 г. в Киеве. Еврейские чекисты прикончили его, невзирая на позицию Дмитрия Жевахова, считавшего недоказанным обвинение М. Бейлиса. Особая следственная комиссия Деникина в 1919 г. установила, что ¾ сотрудников Киевской ЧК были евреями. Та же участь в годы Гражданской войны постигла всех лиц, причастных к суду над Бейлисом, попавших в руки красных, хотя Бейлиса в 1913 г. оправдали [«Убиение Андрея Киевского» М.: Русская идея, 2006, с.13, 621, 660].

Однако писатели, подобные Рабиновичу, не интересуются, кем в действительности были всячески ругаемые ими монархисты. Полуеврей Лев Аннинский, ища среднюю линию, сыпет горсти осудительных замечаний по адресу Императора Николая II в бессмысленной публицистической трепотне на самые разные темы. Совершенно никчёмное дело – разводить пустословные рассуждения, не занимаясь длительно и постоянно рассматриваемым предметом. Без такого разбирательства закономерны ошибки на каждом шагу.

Похвальна память о выдаче Казачьего Стана в 1945 г., но кому нужны фантазии Льва Аннинского о том, будто сталинизм во Второй мировой войне был для казаков «меньшим злом», если публицист настолько не представляет, о чём пишет, что путает П.Н. Краснова с Н.Н. Красновым-мл., и выдержки из мемуаров последнего выдаёт за опубликованные протоколы допросов первого. И такие несуразицы в изобилии практически в каждой статье.

Редкое полезное, хотя и элементарное, наблюдение с его стороны, это замечание о стремлении А.И. Солженицына, обвиняемого оголтелым еврейством в фашизме, «положить конец счетам и разборкам». А еврейский критик Семён Резник «жаждет эти счёты свести» [Л.А. Аннинский «Русские и нерусские» М.: Алгоритм, 2012, с.88, 197].

Поскольку целая армия еврейских публицистов типа Б. Сарнова и А. Анзимирова исхитряется в самой примиренческой, компромиссной книге «Двести лет вместе» изыскивать фашизм, значит, все они совершенно помешались на отстаивании завоёванного безоговорочного информационного превосходства. Настолько привыкли к непогрешимой неуязвимости, что даже возложение равной вины за антисемитизм и погромы на русских и евреев, а не на одних русских, вызывает полоумные обвинения писателя в фашизме.

Такое положение дел в исторической и литературной критике означает значительную угрозу самому существованию русской культуры, которую евреи всю готовы объявить фашистской, если она не преклонится перед ними.

Такой же уничтожительный характер относительно русской культуры имеет западнический развлекательный пантеизм и советский коммунистический пантеизм, более прометеевский, чем дионисийский.

В СССР не могли стерпеть и выгнали Солженицына, хотя его путь к русскости не был пройден до конца без запинок, сносивших его в стороны. Это видно по внушительной исторической критике «Красного колеса» Солженицына со стороны монархистов. Но вот Варлам Шаламов, с его восхищением перед народовольцами и Че Геварой, прошёл и того меньше. А Твардовский от советской колеи и вовсе не отступил.

Я.И. Рабинович не постыдился повторить позорные измышления, будто Н.Е. Марков призывал к «изгнанию или истреблению евреев». Запущенная В. Лакером беззастенчивая фальсификация речи Н.Е. Маркова была разоблачена Вадимом Кожиновым, который приводит подлинные слова из стенограммы речи в Г. Думе [В.В. Кожинов «Россия. Век ХХ. (1901-1939)» М.: Эксмо, Алгоритм, 2005, с.114].

Национальных революций не бывает. Младоросский несуразный лозунг зря воспроизводят путающиеся в политической теории и истории нац-демократы.

Стоит признать, что еврейскими в значительной степени оказались и февральская, и октябрьская революции. 4 июля 1917 г. Александр Блок, работник ЧСК, заносит в дневник: «вообще, жидов сила необъятная». Преобладание евреев в ЧСК и характер их работы заставили его написать: «чем более жиды будут пачкать лицо комиссии», «вульгаризировать при помощи жидов свои “идеи”», «это будет посмешище для русских людей» [А.А. Блок «Последние дни Императорской власти» М.: Прогресс-Плеяда, 2012, с.131-132].

Опубликованные допросы ЧСК показали, насколько убогим было мировоззрение комиссии, пользовавшейся химерическими представлениями о демократии, общественности и о противостоящих им “тёмных силах”. Поэт Блок не сильно отличался на этом фоне, но, под влиянием революционного крушения, он, как замечают исследователи, стал сползать обратно к монархическим симпатиям.

Но слишком поздно. В последний год жизни Блок «уже перестал быть поэтом. Стихи были беспомощны» [В.Т. Шаламов «Несколько моих жизней» М.: Эксмо, 2009, с.81].

Другой символист, Андрей Белый, в статье «Штемпелеванная культура» (1909) выступил против «интернациональной, прогрессивно-коммерческой культуры», в распространении которой видел заинтересованное влияние «юдаизма». Владимир Солоухин не зря относил Серебряный век к миру Монархии, а не революции, которая погубила русскую культуру, даже частично заражённую пантеизмом и оккультизмом, но имеющую значительные почвеннические традиции и в своей смутности далеко ещё не антинациональную, сравнительно с культурой СССР. Советский националист С.Ю. Куняев ошибался, оспаривая монархическую концепцию «Последней ступени» Солоухина в предисловии к его «Чаше».

Личные симпатии поэтов к революции, как суицидальные склонности, не достаточны для отождествления их творчества не с обстановкой жизни, а с влекущей их смертью. Революция физически прикончила Блока и Гумилёва, но она убивала и искусство, развивавшееся при Империи.

6 февраля 1924 г., на смерть Ленина А. Белый написал: «хоть ставь крест: чудовищный гнёт над словом и писанием!..». Его закопал на поле литературы сам Л.Д. Троцкий [Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. СПб.: Феникс, 1998, с.284, 320].

Сказывался тут и еврейский интернационализм. Критик Наум Берковский в 1928 г. сразу напал на М.А. Шолохова за донскую речь и казацкие песни – лучшее, имеющееся в «Тихом Доне». Берковский давал Шолохову убийственные для русской культуры, ещё и супротив Евангелия заточенные советики: «для марксиста, для материалиста слово было во-вторых, а не вначале. Поэтому: больше вещевого материала, товарищи пролетписатели, больше забот о материальном инвентаре романа, меньше о словесности» [«Критика 1917-1932 годов» М.: АСТ, 2003, с.139-140].

Для национально ориентированного критика всё наоборот: ориентиром служат слова Достоевского «язык и народ – это синонимы, и какое в этом глубокое значение». Или наблюдение А.Ф. Кони, что не развитое приложением собственных усилий стандартное образование делает человека склонным к пустому многословию, тогда как «свидетель из простонародья на месте обыкновенно говорит языком образным, полным силы и оригинальности» [М.П. Лобанов «Твердыня духа» М.: Институт русской цивилизации, 2010, с.314, 403].

Недаром в СССР были запрещены романы В.В. Крестовского или никогда не переиздавали Н.Н. Каразина. Всё потому что последний, оказавший значительное влияние на творчество П.Н. Краснова, повествовал «в соответствии в национальными традициями», его герои обладают «приобщённостью к национальной культуре», в них узнаваемы «признаки национального менталитета, безжалостно выветриваемые ветрами последних десятилетий» [Георгий Цветов «Забытая слава» // Н.Н. Каразин «Погоня за наживой» СПб.: Лениздат, 1993, с.3-8].

Все эти запретители наряду с борьбой с русским словом (а значит и с народом), «лидеры РАППа – Авербах, Светлов [Шейнкман], Киршон, Рохлин, Шершеневич, Вейсберг, Безыменский, [Иосиф] Уткин и другие – ненавидели Есенина. Они распускали чудовищные обвинения против Есенина в хулиганстве, пьянстве и особенно в антисемитизме». Хотя в этой еврейской литературной группе «Авербах, Киршон и другие – пили вино гораздо больше, чем Есенин» [А.И. Боярчиков «Воспоминания» М.: АСТ, 2003, с.258].

Осенью 1923 г. «за столом велись беседы, тон которых задавал Клюев. Любил говорить о напастях, постигших Россию, при этом во всём обвиняя большевиков и евреев. «Жидовское» засилье в таких беседах обсуждалось как в политике, так и в литературе». Эта тема «часто затрагивалась в беседах» с Есениным. В конце 1923 г. Есенина и ещё 3-х поэтов даже судили за такие высказывания [С.И. Зинин. Неизвестный Есенин. В плену у Бениславской. М.: Эксмо, Алгоритм, 2010, с.115, 142, 152].

Еврейское засилье отлично отражено во многочисленных ведомственных документах, касающихся советской литературы. Согласно справке НКВД о съезде писателей в 1934 г., журналом «Литературная критика» руководили: «Розенталь, Альтман, Юзовский», редакционный аппарат: «Полонская, Самойлова, Рамм». Единственным руководителем «Литературной газеты» отмечался М. Цейтлин. Руководителю РАПП Авербаху приписывали вождистские привычки. Даже после разгона РАПП и раскрутки национал-большевицкого грубого имитирования общности, подделки преемственности с русской культурой и историей, писатель Н.П. Никандров в 1943 г. считал опасным чрезмерное преобладание евреев: «в области морали в первую очередь должны быть уничтожены, или как-то приведены к ограничению евреи. Еврейский вопрос – это военный вопрос каждого русского». Уничтожение фигуральное, т.к. речь идёт о морали. Практически то же самое в частном порядке утверждал во время войны и еврейский поэт И.П. Уткин: «у нас такой же страшный режим, как и в Германии… Всё и вся задавлено… Мы должны победить немецкий фашизм, а потом победить самих себя», – о чём доложили осведомители НКГБ [«Власть и художественная интеллигенция» М.: МФД, 1999, с.246-248, 488].

Приставленные ко всем сколько-нибудь значимым поэтам и писателям агенты не выдумывали такие донесения, подобные высказывания являются естественной реакцией на окружающую действительность и могут быть сопоставлены с многочисленными дневниковыми записями тех лет.

Ветеран войны, В.П. Астафьев потом по праву сравнивал: «...коммунистические крайности – это фашистские крайности, и по зверствам своим, и по делам они превзошли фашистские. Фашисты просто детсадовцы по сравнению с нашими деспотами» [«Вопросы литературы» 2003, №5].

Разумеется, тоталитарная система основывалась в первую очередь на идеологии коммунизма, и её требовалось уничтожить скорее всего, однако, как видно по современному гону, устроенному евреями на Солженицына, для тоталитарного подавления всего в области русской культуры евреи оказались чрезвычайно востребованы, являясь заинтересованными исполнителями, враждебными ко всему русскому, не во всём, конечно, но во многом, из-за внедрённой в их представление лживой легенды об ответственности за погромы русского национализма. Вот почему антикоммунистами считалось необходимым уничтожение еврейского антирусского диктата в области морали.

Противожидовские записи Блока скрывались в СССР и долгое время не могли быть опубликованы, поскольку они слишком явно соответствовали фразеологии черносотенной периодики, где только и могли появляться честные отзывы об опасном для самого существования русской культуры еврейском засилье.

К несчастию и в РФ в некоторой степени сохранена или восстановлена прежняя советская политическая цензура, выбрасывающая справедливые критические данные относительно политической роли евреев в истории России. Во всяком случае, так поступают некоторые издательства и редакторы, без моего ведома и согласия выбросившие из книги «Генерал Краснов. Как стать генералом» подряд около 6-ти страниц, посвящённых идеологической схватке евреев и монархистов в области литературы и прессы, революционного террора и экономических отношений.

Оказались недопустимыми для печати все доводы в пользу справедливости приводимой мною выдержки из красноярской газеты «Сусанин» за 26 января 1914 г.: «Жидовские газеты настолько запугали публику, что теперь всякий боится сказать правду о жидах. Мы не внушаем никакой ненависти к жидам, но хотели бы только, чтобы о жидах всё-таки мог сказать всякий». Таким образом, из книги пропали примеры, демонстрирующие реальность запугивания и отсутствие ненависти у П.Н. Краснова и других монархистов начала ХХ века.

В рамках 1-й части серии книг «Генерал Краснов. Монархическая трагедия» я должен был коснуться и темы еврейских погромов, что и сделано на вырезанных страницах, весьма кратко, с некоторым, весьма ограниченным списком рекомендательной литературы по проблеме. Впрочем, при обозначенном изобилии литературы о погромах, устранённые из книги ссылки могли показаться недостаточными заинтересованным лицам, что оправдывает проведённое отдельное исследование. Написание этой работы о погромах заполняет оставленный в книге «Как стать генералом» пробел. В следующих частях «Генерала Краснова» тема погромов будет затрагиваться кратко, по тем же ключевым моментам.

Стр. (1)  (2) (3) (4) (5) (6) (7)  (8) (9) 10 (11) (12) (13) (14)